Preview

Вестник аритмологии

Расширенный поиск
Том 29, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИЗОБРАЖЕНИЯ НОМЕРА

70-72 504
Аннотация

Обсуждаются электрофизиологические особенности суправентрикулярной тахикардии 64-летней пациентки, выявленные при проведении трехсуточного мониторирования электрокардиограммы в двенадцати общепринятых отведениях; приводятся результаты эндокардиального электрофизиологического исследования и радиочастотной катетерной аблации.

 

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5-16 528
Аннотация

Цель. Оценить ассоциацию различной динамики половых гормонов с 10-летней выживаемостью мужчин c хронической сердечной недостаточностью (ХСН) и имплантированными устройствами сердечной ресинхронизирующей терапии (СРТ).

Методы исследования. 157 мужчин с СРТ (средний возраст 58,7±9,7 года; 95 (60,5%) ХСН ишемического генеза) по тертилю тестостерона в конце исследования (TESend) были разделены на 3 группы: I (n=52) - TESend <13,3 нмоль/л; II (n=53) - TESend >13,3<19,2 нмоль/л; III (n=52) - TESend >19,2 нмоль/л. Были исследованы в динамике параметры эхокардиографии (ЭхоКГ), в плазме N-концевой фрагмент натрийуретического пептида (NT-proBNP), интерлейкин-6 (ИЛ-6), общий и свободный тестостерон (TES), эстрадиол (Е2), глобулин связывающий половые гормоны (SHBG), прогестерон (PGN), дегидроэпиандростерона сульфат (DHЕАS), соотношение E2/TES. Методом Каплан-Майера была оценена выживаемость в группах.

Результаты. Группы были сопоставимы по возрасту, наличию ишемической ХСН, артериальной гипертонии, операциям реваскуляризации миокарда. В I группе в сравнении с III группой выявлена большая частота встречаемости фибрилляции предсердий, ожирения, полной блокады левой ножки пучка Гиса, тенденции к большей частоте сахарного диабета и большему индексу массы тела. Исходно: между группами не выявлено различий параметров ЭхоКГ, отмечены наибольшие уровни TES в III группе. На фоне СРТ: в I группе выявлено меньшее обратное ремоделирование сердца, снижение уровня TES (р<0,001) vs повышения во II (р=0,041) и III (<0,001) группах; только в III группе увеличился уровень Е2 (р=0,008) и уменьшились уровни NT-proBNP, ИЛ-6. При отсутствии в группах динамики индекса E2/TES и уровня DHEAS, в I группе на фоне СРТ индекс E2/TES был наибольшим, уровень DHEAS наименьшим». Во всех группах выявлено снижение концентрации PGN. 10-летняя выживаемость составила в группах 17,6%, 42,8%, 46,2% (Log Rank test I-II=0,016; Log Rank test I-III=0,004; Log Rank test II-III=0,528).

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о различной динамике половых стероидов на фоне СРТ. Паттерн изменения половых гормонов, сопровождающийся увеличением уровня тестостерона, эстрадиола, дегидроэпиандростерона сульфата и снижения соотношения эстрадиол/тестостерон, ассоциирован с лучшей 10-летней выживаемостью мужчин с имплантированными СРТ-устройствами на фоне большего обратного ремоделирования сердца и снижения активности системного иммунного воспаления.

17-29 490
Аннотация

Цель. Выявить предикторы рецидива желудочковой тахикардии (ЖТ) у пациентов со структурной патологией сердца после эндо-эпикардиальной аблации.

Материал и методы. В проспективное наблюдательное исследование включено 39 пациентов со структурными заболеваниями сердца и с показаниями к радиочастотной аблации (РЧА) желудочковых аритмий. Выполнялось эндо- и эпикардиальное электроанатомическое картирование миокарда желудочков и РЧА областей измененной электрической активности. Проводилась оценка вольтажных карт биполярных потенциалов (границы детекции «рубца» <0,5 мВ, нормальной активности >1,5 мВ) и униполярных сигналов (границы <5,0 и >9,0 мВ, соответственно) как на эндо-, так и эпикардиальной поверхностях. В остром периоде процедура считалась эффективной при неиндуцируемости любой ЖТ; частично эффективной - неиндуцируемость клинических ЖТ. Обязательные визиты пациентов или удаленный контроль проводились через 6, 12 и 24 месяца, затем ежегодно.

Результаты. Средний возраст пациентов составил 49,5±15,7 лет (34 мужчины и 5 женщин). Рецидивы ЖТ к 6 месяцу чаще выявлялись при неишемической кардиомиопатии, при наличии непароксизмальной фибрилляции предсердий (42,9% против 7,4%), при меньшей амплитуде QRS в III отведении на фоне ЖТ (0,6 [0,4;1,07] мВ против 1,28 [0,99; 1,53] мВ) и при преобладании площади «рубца» на эпикардиальной поверхности, P<0,05 для перечисленных параметров. К 12 месяцу рецидивы ЖТ чаще регистрировались у пациентов с частично эффективной (33,3% против 5% у пациентов с эффективной РЧА, P=0,02). Был выявлен один фактор, независимо ассоциированный с рецидивом ЖТ - наличие электрического шторма на момент аблации (ОР 4,32; 95% ДИ: 1,06-17,48; P=0,04).

Заключение. В гетерогенной группе пациентов выявлены клинические и электрофизиологические факторы, ассоциированные с рецидивами ЖТ на различных сроках наблюдения после эндо-эпикардиальной аблации. Наличие электрического шторма является независимым предиктором рецидива ЖТ при наблюдении до 5 лет после аблации.

30-40 626
Аннотация

Цель. Выявить электрокардиографические (ЭКГ) предикторы развития лекарственно-индуцированной неустойчивой полиморфной желудочковой тахикардии (ПЖТ).

Методы исследования. В исследование включено 110 пациентов с ишемической болезнью сердца и/ или артериальной гипертензией и нарушениями ритма сердца, принимавших антиаритмические препараты III класса (амиодарон либо соталол). В зависимости от наличия или отсутствия лекарственно-индуцированного синдрома удлиненного интервала QT (СУИ QT), пациенты были разделены на 2 группы: «СУИ QT» (n=64) и «Без СУИ QT» (n=46). По наличию или отсутствию неустойчивой ПЖТ пациенты с лекарственно-индуцированным СУИ QT были дополнительно разделены на группы «СУИ QT с ПЖТ» (n=17) и «СУИ QT без ПЖТ» (n=47). Всем пациентам проводились клинико-лабораторные и инструментальные исследования, включавшие в себя сбор анамнеза, физикальное исследование, эхокардиографическое исследование, холтеровское мониторирование, общеклинические лабораторные исследования, а также запись ЭКГ в 12-ти отведениях до начала и во время приема антиаритмических препаратов.

Результаты исследования. В группе пациентов с СУИ QT было достоверно больше представленности ПЖТ, чем в группе без СУИ QT (p=0,017). При анализе исходных показателей стандартной ЭКГ пациентов между исследуемыми группами пациентов не было выявлено достоверных различий, за исключением большей продолжительности корригированного интервала JT (p=0,03) у пациентов с СУИ QT и неустойчивой ПЖТ по сравнению с пациентами без СУИ QT. При сопоставлении показателей, характеризующих реполяризацию миокарда желудочков, было установлено, что у пациентов с СУИ QT и неустойчивой ПЖТ отмечалась достоверно большая продолжительность интервала QT (p<0,05) и корригированных интервалов QT и JT (p<0,001) по сравнению c группой без СУИ QT и подгруппой с СУИ QT без неустойчивой ПЖТ. Значения показателей баланса деполяризации и реполяризации миокарда желудочков (индекс кардиоэлектрофизиологического баланса (КЭБ) (QT/QRS) и корригированный индекс КЭБ (QTc/QRS)) были достоверно выше у пациентов с СУИ QT и неустойчивой ПЖТ (p<0,001). По итогам проведенного анализа таблиц сопряженности самым информативным предиктором развития неустойчивой ПЖТ было значение корригированного индекса КЭБ ≥5,81 (ОШ=7,294, 95% ДИ [4,245-11,532]). По результатам однофакторного ROC-анализа значение корригированного индекса КЭБ ≥5,81 продемонстрировало высокие показатели чувствительности (94,1%) и специфичности (84,9%), а также достаточно высокую площадь под ROC-кривой (0,901).

Выводы. Полученные нами результаты указывают на то, что значение корригированного индекса кардиоэлектрофизиологического баланса ≥5,81 может использоваться для прогнозирования возникновения неустойчивой ПЖТ у пациентов с лекарственно-индуцированным удлинением интервала QT на фоне приема амиодарона и соталола в дополнение к существующим ЭКГ показателям.

 

 

 

 

 

41-49 430
Аннотация

Цель. Оценить нарушения проводящей системы сердца (ПСС), возникшие в раннем послеоперационном периоде после протезирования аортального клапана (АК) по методу Озаки.

Методы исследования. Исследованы 256 пациентов после процедуры Озаки. Исключены пациенты с анамнезом открытых операций на сердце, с имплантированным электрокардиостимулятором (ЭКС), с постоянной фибрилляцией предсердий, при одномоментной операции Озаки с коррекцией другой патологии, при повторной операции на АК в ближайшие полгода, при гибели пациента, пациенты до 18 лет, при невозможности анализа динамики нарушений ПСС. Средний возраст 57,9±11,1 лет, мужской пол 119 человек (46,5%), индекс массы тела 29,7±5,5 кг/м2, сахарный диабет у 40 (15,6%), анамнез нарушений проводимости у 10 (3,9%), нарушения ПСС на исходной электрокардиограмме (ЭКГ) у 32 (12,5%). Нарушения проводимости оценивались по данным анамнеза и результатам ЭКГ.

Результаты. В раннем послеоперационном периоде нарушения ПСС зарегистрированы у 35 пациентов (13,7%), из них у 27 (10,6%) впервые возникли, у 8 (3,1%) ранее существовали. К моменту выписки стойкие нарушения ПСС (впервые возникшие и в случае прогрессирования ранее существующих блокад) сохранились у 11 (4,3%): у 8 (3,1%) блокады ножек, у 3 (1,2%) - атриовентрикулярные блокады, потребовавшие имплантации постоянного ЭКС. Пациенты с ЭКС имели исходные нарушения проведения. Наиболее частым нарушением ПСС явилась блокада левой ножки пучка Гиса (ЛНПГ) (45,5%). Анализированы 14 переменных в качестве предикторов возникновения или прогрессирования нарушений ПСС. Выявлено два независимых предиктора - наличие нарушений проведения на исходной ЭКГ и время искусственного кровообращения. У пациентов со стойкими нарушениями проводимости в послеоперационном периоде чаще встречались блокады на исходной ЭКГ - 36,4% по сравнению с пациентами без нарушений ПСС после операции - 11,4% (р=0,035) и отмечалась большая продолжительность искусственного кровообращения 140,6±41,1 мин. и 122,4±26,1 мин. соответственно (р=0,030).

Заключение. Наиболее частым нарушением проведения явилась блокада ЛНПГ. Ни одно впервые возникшее нарушение проведения не привело к имплантации ЭКС. Независимыми предикторами возникновения или прогрессирования стойких нарушений ПСС явились наличие исходных нарушений проведения на ЭКГ и время искусственного кровообращения.

ОБЗОРЫ

50-57 461
Аннотация

Число имплантаций сердечных электронных устройств растет. Наряду с этим наблюдается рост числа осложнений, требующих удаления электродов. Как известно, удаление электродов сопряжено с рисками осложнений, в том числе фатальных. В настоящем обзоре рассмотрены семь шкал стратификации рисков трансвенозной экстракции электродов. Обсуждаются их преимущества, недостатки и значение их практического применения.

 

58-69 518
Аннотация

Действующая однофакторная шкала прогноза риска желудочковых тахиаритмий у больных хронической сердечной недостаточностью со сниженной фракцией выброса левого желудочка, по мнению большинства экспертов, не отвечает требованиям современной медицины и должна быть модифицирована. Такая позиция направляет усилия исследователей на поиск дополнительных прогностических факторов, к которым можно отнести биомаркеры крови, отражающие состояние кардиомиоцитов и внеклеточного матрикса сердца, а также позволяющие оценить эндогенные и экзогенные влияния, оказываемые на эти структуры. Такие сведения могут оказаться важными для определения вероятности наличия в миокарде проаритмогенного субстрата и электрофизиологических условий, необходимых для реализации его потенциала. Представленные в данном обзоре данные позволяют сделать вывод о том, что концентрации биомаркеров крови могут предоставить дополнительную информацию для оценки персонализированного аритмического риска, что должно помочь избежать клинической недооценки риска внезапной сердечной смерти и стать определяющим в принятии решения об имплантации кардиовертера-дефибриллятора.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1561-8641 (Print)
ISSN 2658-7327 (Online)